Первые поселения на территории Камбоджи относятся к периоду
верхнего палеолита, а уже в первом веке нашей эры здесь сложилось первое
государство Бапном, царём которого стал индийский купец Каундинья, женившийся
на местной принцессе. Кхмерская культура тех времён сочетала в себе традиции
индуизма, буддизма и традиционные элементы, характерные для жителей
государства. Нужно сказать, что уже в те времена, Камбоджа активно развивала мореходство
и торговлю не только среди стран Юго-Восточной Азии, но и с Римской империей.
Для городов тех времён было характерно строительство больших укрепительных
сооружений, достаточно высокий уровень земледелия, а также наличие
ирригационных и канализационных сооружений.
Во времена пышного развития кхмерской культуры, приуроченных
к строительству Ангкор Вата, сложились основные виды искусства и ремёсел,
элементы которых бытуют и в наши дни. Однако, чуть позже, столица была
перенесена в Пномпень в связи с разрушительными набегами тайцев на Ангкор Ват.
Кстати говоря, смотря на развалины более чем 200-т храмов вблизи Ангкора,
даёшься диву от того, как человек может кромсать прекрасное, тратя энергию на
разрушение, вместо созидания на территории своего государства. Современные
кхмеры до сих пор не лестно отзываются о тайцах, говоря, что эти ребята всегда
рады устроить тихую подлянку соседу (вероятно, по генетической памяти).
На сегодняшний день экономика Камбоджи понемногу отстраивается.
Люди стараются не грустить и создают что-то новое. Одни заняты в туристическом
секторе, другие в аграрном. Кто-то до сих пор верит в идеи Пол Пота и проживает
в джунглях, изредка организовывая нападения. Несмотря на то, что в страну
приходят товарно-денежные отношения, старшее поколение, пережившее террор, несёт
на себе печати ужаса. Это заметно по отношению к деньгам и межличностному
общению. Ещё несколько десятков лет назад Пол Пот и его помощники активно
внушали неприязнь к западным ценностям, уничтожая население и запечатывая ужас массовых
убийств в генофондах людей. Сегодня эти западные ценности являются платформой
для обустройства экономики страны.
Особой популярностью у туристов пользуются так называемые
кхмерские танцы. Это национальное действо, в котором участвуют загримированные
актёры, исполняющие танец под национальную музыку и женский хор либретто. Среди
известных на сегодня танцев можно назвать около двадцати: «Откуда пошли кошки»,
«Почему бывает гром и молния», «О том, как поссорились дикий буйвол с домашним»
и другие. Незамысловато, но красочно и завораживающе. Кхмеры питают слабость к
ярким краскам, поэтому их культура может быть по праву названа очень
самобытной. Множество браслетов на руках и ногах, позолоченные украшения, а также национальные головне уборы, напоминающие башни Ангкор Вата, делают зрелище
незабываемым.
В целом, в Камбодже очень сильны влияния Индии. Субъективно
благоприятное впечатление на меня оказала живопись. Незамысловатые сюжеты об
Ангкор Вате, о том, как монахи идут молиться под луной или под солнцем, о
Буддизме в лицах. Архитектурные же мотивы позаимствованы из индуизма. Из
литературных произведений, известных в мире и принадлежащих кхмерским авторам,
можно назвать эпическую поэму «Реамкер», имеющую театральную постановку, классическую литературу короля Анг Дуонга, автора романа «Какей», имеющего важное культурное
значение в жизни кхмеров, трагическую историю любви Тум Теав, написанную монахом Сомом, которая была переведена на английский Джорджем Чигасом.
Как это не покажется странным, но мины так же сыграли свою
роль в культуре Камбоджи. По данным на 2010 год, под городом Siemreap до сих
пор находится до шести миллионов мин. Начиная с 79-ого года, около 60000
камбоджийцев лишились своих конечностей. Некоторые из этих людей составляют
профессиональную касту попрошаек, так как другого способа заработать человеку
без конечности в государстве попросту нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий