вторник, 3 декабря 2013 г.

КУЛЬТУРА КАМБОДЖИ

Первые поселения на территории Камбоджи относятся к периоду верхнего палеолита, а уже в первом веке нашей эры здесь сложилось первое государство Бапном, царём которого стал индийский купец Каундинья, женившийся на местной принцессе. Кхмерская культура тех времён сочетала в себе традиции индуизма, буддизма и традиционные элементы, характерные для жителей государства. Нужно сказать, что уже в те времена, Камбоджа активно развивала мореходство и торговлю не только среди стран Юго-Восточной Азии, но и с Римской империей. Для городов тех времён было характерно строительство больших укрепительных сооружений, достаточно высокий уровень земледелия, а также наличие ирригационных и канализационных сооружений.


Во времена пышного развития кхмерской культуры, приуроченных к строительству Ангкор Вата, сложились основные виды искусства и ремёсел, элементы которых бытуют и в наши дни. Однако, чуть позже, столица была перенесена в Пномпень в связи с разрушительными набегами тайцев на Ангкор Ват. Кстати говоря, смотря на развалины более чем 200-т храмов вблизи Ангкора, даёшься диву от того, как человек может кромсать прекрасное, тратя энергию на разрушение, вместо созидания на территории своего государства. Современные кхмеры до сих пор не лестно отзываются о тайцах, говоря, что эти ребята всегда рады устроить тихую подлянку соседу (вероятно, по генетической памяти).    

На сегодняшний день экономика Камбоджи понемногу отстраивается. Люди стараются не грустить и создают что-то новое. Одни заняты в туристическом секторе, другие в аграрном. Кто-то до сих пор верит в идеи Пол Пота и проживает в джунглях, изредка организовывая нападения. Несмотря на то, что в страну приходят товарно-денежные отношения, старшее поколение, пережившее террор, несёт на себе печати ужаса. Это заметно по отношению к деньгам и межличностному общению. Ещё несколько десятков лет назад Пол Пот и его помощники активно внушали неприязнь к западным ценностям, уничтожая население и запечатывая ужас массовых убийств в генофондах людей. Сегодня эти западные ценности являются платформой для обустройства экономики страны.

Особой популярностью у туристов пользуются так называемые кхмерские танцы. Это национальное действо, в котором участвуют загримированные актёры, исполняющие танец под национальную музыку и женский хор либретто. Среди известных на сегодня танцев можно назвать около двадцати: «Откуда пошли кошки», «Почему бывает гром и молния», «О том, как поссорились дикий буйвол с домашним» и другие. Незамысловато, но красочно и завораживающе. Кхмеры питают слабость к ярким краскам, поэтому их культура может быть по праву названа очень самобытной. Множество браслетов на руках и ногах, позолоченные украшения, а также национальные головне уборы, напоминающие башни Ангкор Вата, делают зрелище незабываемым.

В целом, в Камбодже очень сильны влияния Индии. Субъективно благоприятное впечатление на меня оказала живопись. Незамысловатые сюжеты об Ангкор Вате, о том, как монахи идут молиться под луной или под солнцем, о Буддизме в лицах. Архитектурные же мотивы позаимствованы из индуизма. Из литературных произведений, известных в мире и принадлежащих кхмерским авторам, можно назвать эпическую поэму «Реамкер», имеющую театральную постановку, классическую литературу короля Анг Дуонга, автора романа «Какей», имеющего важное культурное значение в жизни кхмеров, трагическую историю любви Тум Теав, написанную монахом Сомом, которая была переведена на английский Джорджем Чигасом.

Как это не покажется странным, но мины так же сыграли свою роль в культуре Камбоджи. По данным на 2010 год, под городом Siemreap до сих пор находится до шести миллионов мин. Начиная с 79-ого года, около 60000 камбоджийцев лишились своих конечностей. Некоторые из этих людей составляют профессиональную касту попрошаек, так как другого способа заработать человеку без конечности в государстве попросту нет.     

Кхмерская кухня не так популярна в мире, но имеет свои особенности и достоинства. О ней можно почитать в соответствующем разделе.



Комментариев нет:

Отправить комментарий